База для такого противостояния лежит и в экономической, и в политической области отношений. Китай — единственная в мире страна, способная в ближайшее время(по оценкам специалистов через 8 лет) обогнать США по объему ВВП. Америка живет в условиях экономического спада, высокой безработицы и угрозы дефолта. Китай развивается устойчиво, искусственно поддерживая низкий курс юаня, что стимулирует внутреннее производство и экспорт товаров. Кроме того, в последние годы Китай выводит свои валютные резервы из доллара США и инвестирует их в золото, евро, сырье, активно переходит на двусторонний валютный зачет. Тенденция налицо — Китай больше не хочет быть кредитором США.
США не может это не беспокоить, они пытаются действовать через международные институты. Например, Обама подписал иск в ВТО, обвинив китайское правительство в предоставлении субсидий для китайских автомобильных компаний. Американские законодатели фактически признали Китай манипулятором на валютных торгах в паре юань-доллар, и Минфин США ввел торговые пошлины на двадцать китайских товаров. Однако это капля в море. До действий, подобных поправке "Джесона- Вэника" — далеко. Почему? Да потому что зависимость от китайской экономики уже настолько велика, что введя подобные санкции, Америка погубит свою промышленность, стремительно выводимую в Китай.
С политической точки зрения, во-первых, это две совершенно разные системы. С одной стороны — коммунистический, коллективный, но обособленный Китай, с другой — неолиберальная, индивидуалистическая, поучающая Америка. Во- вторых, политические отношения резко обострились после принятия в январе прошлого года новой военной доктрины США, в соответствии с которой главным районом их военного присутствия стал Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Уже сейчас резко обострившиеся отношения между КНР и Японией по территориальным претензиям могут привести США к нелегкому выбору о вступлении в военный конфликт на стороне своего союзника. То же можно сказать и в отношении Филиппин, с которыми США имеют договор о совместной обороне. Китай демонстрирует мускулы, организовывая военные учения в АТР (в том числе совместные с Россией), проводит против США кибер-атаки, выводит народ на улицы на невиданные антияпонские протестные акции. В ответ американцы проводят свои учения, активно пытаются играть роль арбитра в морских спорах между Китаем и его соседями, заключают соглашение о разработке баллистических ракет с Южной Кореей, создают военную базу в Австралии и так далее.