Начнём с того, что автор безусловно представляет интересы крупной буржуазии, о чём вполне можно как догадаться, так и почитать на сайте фирмы автора. Откройте раздел «Клиенты» и всё станет ясно.
Что прежде всего тревожит автора? Конечно же – «производительность труда в России». А она, напомню, зависит от размера ВВП и общего количества отработанных часов в стране. Насколько хитро считают ВВП зарубежом – это их дело, прикинемся простачками. Возьмём отсюда число чиновников на конец 2000 года / начало 2001 и на конец 2012, сложив непосредственно работников и хитрообозначенную категорию «замещающих» (про «замещающих» - только на октябрь 2011, но вряд ли тут будет серьёзная ошибка):
2000 г. – примерно 3393 тыс. чел;
2012 г. – примерно 4871 тыс. чел.
Отсюда возьмём рост населения (данные на 1 января следующего года, скорректированные):
2000 г. – примерно 146,3 млн. чел.
2012 г. – примерно 143,0 млн. чел.
Примечание: численность работающего населения за год даётся «по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости» - считай, с потолка. Государство не знает, кто у него работает. А налоги? По ним-то сосчитать? Но про ФСГС – как-нибудь в другой раз. А пока учтём, что страна стареет (оттуда же) и вымирает.
Но у нас постоянно идёт рост производительности труда (а она растёт!). Народ мрёт, чиновников, которые едва ли существенно вкладывают свою «трудовую копейку» в ВВП, всё больше – значит, работают у нас хорошо. И с каждым днём всё лучше.
Второе, что беспокоит автора – «необоснованно завышенная защита социальных и трудовых прав работников», отсутствие «ответственности за неправомерные действия представителей профсоюзов», что «тем самым значительно ограничивает возможности работодателей по ведению рационального и эффективного, а следовательно, экономически успешного бизнеса».
Кто сталкивался с произволом работодателя – тот знает, что босс – «царь и бог»! Профсоюзные активисты же и так какую только ответственность не несут – выпихнуть на мороз могут почти любого.
А что же за меры предлагает г-н Пепеляев? Они достойны того, чтобы привести их полностью:
1 Снижение объема императивных (строго обязательных) норм и установление в Трудовом кодексе лишь основных прав и гарантий, с предоставлением возможности сторонам трудового договора (работодателю и работнику) самостоятельно согласовывать остальные условия труда при заключении трудового договора (например, срок уведомления и размер компенсации в случае увольнения, и т.п.). Это особенно важно для работников, выполняющих управленческие функции, являющихся ключевыми специалистами, и т.п.
2 Установление менее формальных требований для предприятий малого бизнеса в целях облегчения административной и финансовой нагрузки (например, срок уведомления в случае необходимости сокращения штата снизить с 2 месяцев до 1).
3 Расширение возможностей для заключения срочных трудовых договоров, в том числе по соглашению сторон, поскольку это в значительной степени стимулирует работников к повышению добросовестного отношения к работе и эффективному труду.
4 Повышение требований к организации забастовок и введение мер ответственности за незаконные действия профсоюзов, в том числе мер материальной ответственности за организацию забастовок, признанных судом незаконными.
5 Надлежащее регулирование института временного предоставления персонала (в том числе временное направление работников из одной организации в другую в рамках секондмента (временный перевод сотрудников), временное привлечение работников частных агентств занятости и т.п.). Эти механизмы фактически широко применяются в России, и надлежащее правовое урегулирование позволит значительно снизить злоупотребления со стороны недобросовестных компаний.
6 Снижение процедурных и формальных требований к порядку привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности с тем, чтобы акцент был сделан на доказанности факта нарушения и вины работника, а не на выполнении формальностей (в частности, срок для проведения дисциплинарного расследования 1 месяц зачастую соблюсти физически невозможно, например, когда работник московской организации работает в отделении в Красноярске).
М-да... Ну, что сказать? Вот, например, более всего людей интересует индексация заработной платы в стране, одержимой инфляцией. Пункт прописан столь нечётко (134 статья ТК), что работодатель может повысить з/п и на копейку. Ну а собственно срок увольнения – вообще смех: по соглашению сторон – в любой момент (78 статья ТК), ну а требовать работать дальше при нежелании – это, дорогие товарищи, рабство! Две недели – это и есть компромисс. Хватит, чтобы передать дела. Более чем. И, конечно, никаких забастовок! Не важно, что их практически невозможно провести по закону.
Последнее, о чём упоминает автор – это сроки реализации грандиозного замысла: «Эту работу необходимо спешно начинать уже сейчас, когда очередные выборы еще далеко и политики в меньшей степени подвержены популизму». Занавес.
Вот так! Вечный плач, что кодекс-де у нас слишком «советский»! Помилуйте! Хотя для РСПП, Прохорова, Пепеляева отрыв от станка и на пятичасовой сон – форменный саботаж и «совок». Но новый ТК наконец-таки должен осуществить выстраданную многовековую мечту капиталистов об одноразовом человеке.
В завершении статьи приведу цитату из «Википедии» (уж точно не ком-ресурс!) про нынешний ТК, «скопировавший принципы, сложившиеся еще при советской экономике»:
«Новый трудовой кодекс был принят в 2001 и вступил в силу в 2002 году. По мнению профсоюзов, этот кодекс предусматривает увеличение сверхурочного рабочего времени (как рабочей недели, так и рабочего дня), в результате чего увеличилось число ДТП с «перерабатывающими» водителями. Вместе с тем, отпуск по уходу за ребенком урезается вдвое с 3 до 1.5 лет. Профсоюзы окончательно потеряли возможность, как представлять интересы работников, так и сопротивляться массовым сокращениям».
Илья Гоциридзе