Новости

«… И песня гремит журавлиная!»

Перу финского классика Илмари Кианто, кстати, оказавшегося впоследствии идейным «знаменосцем» Белой гвардии и «Великой Финляндии», принадлежит прекрасный роман «Красная черта» (1909). Его действие разворачивается в финской глубинке в 1907 году. В семье безземельного крестьянина Топи Ромппайнена умирают от голода люди – жена, дети, один за другим… И в окрестных деревнях – то же самое. Вот такая вот «благополучная» Финляндия…

История и последствия финской революции и гражданской войны 1918 года на особом месте в моей душе, в истории нашей семьи. Мой прадедушка, рабочий из Турку, финский социал-демократ Карл-Вернер Викстрем был красногвардейцем, участником той войны, а она и судьбы ее участников заняли центральное место в творчестве моего дедушки, писателя Ульяса Викстрема.

…Вечером 27 января 1918 года на башне Народного дома в Хельсинки зажегся красный свет – сигнал к началу революции в ответ на выступления белогвардейских частей. В ночь на 28 января отряды финской Красной гвардии заняли здание Сената и других центральных учреждений Гельсингфорса (Хельсинки). Тогда же было сформировано революционное правительство – Совет народных уполномоченных. Последовала гражданская война, в которой буржуазное правительство получало военную помощь от Германии и – неофициально – Швеции. Красные были поддержаны Советской Россией. Фронт гражданской войны поделил Финляндию на красный «юг» и белый «север».

Военные действия складывались не в пользу красных. Попытка их наступления в конце февраля была неудачной, и инициатива перешла к белым. Сражение за Таммерфорс (Тампере) в марте–апреле 1918 года стало одним из самых крупных и ожесточенных в истории Финляндии и Скандинавии. В нем участвовало 16 000 белых и 14 000 красных. 6 апреля белые взяли Тампере, 14 апреля – Хельсинки, 29 апреля пал Выборг. 4–5 мая вынуждены были прекратить сопротивление красногвардейцы, окруженные в районе городов Лахти и Котка.

Парад в честь победы белых состоялся в Хельсинки 16 мая 1918 года. Этот день принято считать днем окончания гражданской войны в Финляндии. Во время войны в боях красные потеряли 5 199 человек, белые – 3 414 человек. (Здесь и ниже сводные сведения о жертвах – данные Национального архива Финляндии).

Наступил жестокий белый террор. В белом плену оказалось 76 000 красных. Они были заключены в тюрьмы и лагеря военнопленных, где от голода и болезней погибли 11 652 человека, 607 человек умерли после освобождения из лагеря. 7370 человек были казнены и расстреляны белыми, 1767 человек пропали без вести с начала войны.

Очень показательно различие числа потерь со стороны красных и белых. За время гражданской войны со стороны белых умерло в красном плену 4 человека, пропало без вести 46 человек. Общее число жертв войны со стороны красных составило 27 038 человек, со стороны белых 5 179 человек.

За этой пятикратной разницей – злодеяния белых. Так, в больнице Хармойнен 10 марта белые казнили почти всех раненных в полевом госпитале Красного Креста и часть его персонала. В мае отряд, которым командовал тот же Ханс Калма (воистину говорящая фамилия: «смерть»), расстрелял в Лахти до 200 принадлежавших к красным женщин. Среди расстрелянных были девушки в возрасте моложе 17 лет, среди них девочки-подростки 14–15 лет, а также молодые матери с маленькими детьми. В детстве дома мне довелось слышать страшные рассказы пожилых финнов о белогвардейских концлагерях для красных, где была съедена вся трава и все листья с деревьев, до которых удавалось дотянуться через колючую проволоку.

Кровавая бойня произошла после взятия белыми Выборга. В первые дни там были убиты около 4000 человек – красногвардейцы, русские, поляки. Около тысячи из них – это сугубо гражданские лица, в основном – русские люди (до 800 человек). Среди зверски убитых русских были совсем молодые учащиеся и гимназисты. По свидетельствам очевидцев, в Выборге белые убивали русских, славян за национальность, а не за принадлежность к красным. Многие из убитых во время гражданской войны симпатизировали белым.

Когда думаешь о последствиях поражения красных, вспоминаются знаменитые слова Ленина: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Финским красным этого умения не хватило.

Спасаясь от белой расправы, в Советскую Россию перешло до 10 000 красногвардейцев и членов их семей. Среди них была и семья моего прадедушки Карла-Вернера Викстрема. Моему дедушке Ульясу было восемь лет, когда они покинули родной город Турку хмурым апрельским вечером 1918 года. Медлить было нельзя. Старший из братьев, Армас, был в это время в деревне у бабушки, и он остался в Финляндии. Позже в Петрограде семья встретила Карла-Вернера. Ему удалось спастись из взятого белыми Выборга и через Кронштадт добраться до Петрограда. Часть финских беженцев вернулась на Родину при посредничестве Красного Креста уже к концу 1918 года. Для Карла Викстрема возвращение значило бы смерть.

Во время бойни, устроенной белыми в Выборге, чудом спасся Эдвард Гюллинг, принявший на себя командование обреченными силами Красной гвардии и отказавшийся покинуть Выборг вместе с другими членами красного правительства. В 1920 году он возглавит Карельскую Трудовую Коммуну. «Красные финны» оставили яркий след в истории Республики Карелия.

У финского поэта-красногвардейца Людвига Косонена есть стихотворение «Журавли», известное в прекрасном русском переводе Ю. Даниеля. Автор сравнивает красногвардейцев с журавлиной стаей, летящей на север прозрачной апрельской ночью.

Но красная стая прервала полет –

Дорога оборвана длинная…

А кровь горяча, и кличет мечта,

И песня гремит журавлиная!


Армас Машин