– Неслучайно программы, которые принимает правительство, в ближайшие год-два финансируются довольно скромно, – говорит Петров. – Это значит, горизонт планирования Кремля – пара лет, причем на этот период у власти нет реформаторских планов. В политике легитимности у власти хватает – но только для стояния на месте, без какого-либо продвижения вперед. А вот экономика не оставляет сомнений: базы для стагнации и сохранения статус-кво надолго не хватит. Скажем, в социальной сфере мы видим относительную стабильность, но надо понимать, какой ценой она достигается. Кремля вынужден сохранять курс на популизм, он не может, как раньше, забыть об обещаниях сразу после выборов. В результате, Кремль вынужден быстро бежать, чтобы оставаться на месте. Стабильность покупается властью за все большую цену в условиях стагнации в экономике – и это не может продолжаться долго. При этом мы видим, что правительство Дмитрия Медведева остается недееспособным. Нынешний кабинет – не команда лидеров, которые могут возглавить реформы. Скорее, это технократы, чья функция – поддерживать существующий порядок вещей. Даже те изменения, которые происходят в правительстве, выглядят негативно. Показательна замена на посту главы Минрегинразвития Олега Говоруна на Игоря Слюняева. Слюняев до апреля 2012 года руководил Костромской областью, где «Единая Россия» набрала всего 30% на декабрьских выборах в Думу – это очевидный провал для главы региона. Тем не менее, Медведев отдал предпочтение именно кандидатуре Слюняева. Это яркая иллюстрация, что в принятии решений премьер исходит из соображений личной лояльности, а не эффективности. Так будет продолжаться до тех пор, пока правительство не требуется Путину в качестве реального двигателя реформ. Вместе с тем, в послании Путина Федеральному Собранию не оказалось стратегии действий на новый президентский срок. Это значит, что в ближайшие несколько месяцев 2013 года в планы Путина не входит формирование реального правительства. Группировки в элите будут по-прежнему тянуть одеяло на себя, сохраняя общий фронт конфликта между либералами и государственниками. Победить в этой борьбе никто не сможет – это не нужно Путину. Но и страна в такой ситуации обречена на загнивание. «СП»: – Какие главные политические риски ждут Кремль в будущем году? – В 2013 году нас ждет существенно больше выборов, чем в 2012-м. И не следует переоценивал возможности Кремля в управлении этими избирательными кампаниями. На президентских выборах-2012 ему удалось ценой огромных усилий обеспечить более-менее приличную картинку (без грубых нарушений и подтасовок в ходе выборов) всего в двух регионах – в Москве и Петербурге. Что же касается октябрьских выборов губернаторов, Кремль намеренно выбрал наиболее простые регионы, где сам себе доказал, что может обеспечить победу действующего губернатора, каким бы слабым он ни был. По сути, в октябре власть протестировала новую модель выборов-2013. Но эта тестовая задача не решает общей проблемы. Кремль давно поменял эффективных губернаторов на лояльных, и на парламентских выборах 2011 года убедился, что лояльные главы регионов не дают результатов, которые Кремль хотел бы получить. В начале года, перед тем, как принимать новый порядок губернаторских выборов, Кремль заменил два десятка глав регионов. Но, меняя одних на других, он ситуацию не улучшил, а кое-где ухудшил. И тем самым заложил бомбу замедленного действия, которая может взорваться уже в 2013 году – если население какого-нибудь региона возмутиться действиями губернатора, назначенного из Москвы в пожарном порядке. Социально-политические процессы сейчас ускоряются: раньше эффект плохого назначения мог сказываться через три-четыре года, теперь же граждане склонны гораздо быстрее реагировать на то, что им поменяли шило на мыло. «СП»: – Что получается в итоге? – Экономика не сможет долго обеспечивать популистскую социальную политику, и давать Путину возможность оттягивать принятие непопулярных решений – по пенсионной реформе, ЖКХ, здравоохранению, образованию. С другой стороны, население не доверяет власти, чтобы идти на жертвы в угоду новым реформам. Получается, экономика будет работать в минус, социальная стабильность станет все более хрупкой, а грядущие выборы-2013 добавят рисков локальных политических кризисов. Как ни крути, власть в ряде регионов должна сдавать экзамен, а сделать это в ситуации, когда выборы трудно фальсифицировать, и люди не будут спокойно относиться к фальсификациям, очень непросто. Думаю, в 2013 году мы увидим и политические, и социально-экономические протесты. Позиция Путина – его нежелание делать выбор между либеральной моделью и авторитарной – будет подталкивать элиты к внутренней борьбе. Элиты лучше Путина понимают: чтобы им выжить в системе, нужно систему менять. Власть в 2013 году либо окажется достаточно сообразительной, чтобы начать модернизацию – и тогда нас ждет эволюционный сценарий развития. Либо сценарий окажется революционным – если Путин и дальше будет избегать каких-либо шагов, и ситуация пойдет вразнос. «СП»: – В будущем году кто-то ответит за скандал с «законом Димы Яковлева»? – Игра еще не закончилось. Мне кажется, «закон Димы Яковлева» нельзя считать политтехнологическим просчетом. За ним стоит желание Кремля перевести стрелки народного недовольства с российских коррумпированных чиновников, по которым бьем «акт Магнитского», на проблему усыновления, в рамках которой можно спокойно испытывать нелюбовь к Америке. Психологически это верный ход – порочна идея, а не ее реализация. Поэтому позиции Володина не пошатнуться: более грубые политтехнологи, которые связывают с его именем, устраивают президента. «СП»: – Что в 2013 году будет с Медведевым? – Медведев и нынешнее правительство удобны Путину в качестве буфера. Кабинет несет ответственность за невыполнение предвыборных обещаний президента, которые невозможно выполнить. Да, правительство еще не сыграло эту роль до конца, но уже сейчас ясно: нахождение Медведева на посту премьера – лишь вопрос времени. Думаю, в 2013 году Дмитрий Медведев уйдет в отставку. Скорее всего, правительство столкнется с рядом нарастающих проблем, и не сможет ничего предложить для исправления ситуации. Мне кажется, Медведев мог бы уйти раньше, при объявлении Путиным нового курса – это было бы более позитивным вариантом для премьера. Но, скорее всего, Медведев уйдет, проклинаемый гражданами…
«В 2013 году либеральный клан вытеснит себя с авансцены политики», – убежден директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
– Нарастание глобального экономического кризиса отвлечет внимание ключевых участников мирового политического процесса от России и временно ослабит значение внешнего фактора в нашей внутренней политике, – говорит Делягин. – Обострение межклановой войны, легализованное в качестве борьбы с коррупцией, уже приобрело характер, масштабы и непредсказуемость, опасные для правящей тусовки в целом. Поэтому эскалация уже завершилась, и теперь конфликт будет медленно, по инерции сходить на нет, а коррупционные скандалы – «спускаться на тормозах» и переориентироваться на стрелочников. Это лишит Медведева и либеральный клан в целом возможностей самозащиты, что в условиях продолжающейся агрессии либерального клана против «силовиков» с высокой степенью вероятности приведет к отставке правительства в марте-апреле (по сути, либеральный клан сам вытеснит себя с авансцены политики). Из находящихся сегодня «на поверхности» политиков наиболее актуальным кандидатом на пост премьера выглядит Рогозин, хотя ситуация может еще неоднократно измениться. Социально-экономическая политика обновленного правительства останется либеральной и антироссийской (в силу сохранения власти у «оффшорной аристократии»). Сердюков будет полностью выведен из-под удара, но в силу особенностей характера не будет защищать своих женщин. Скандал со Скрынник имеет наибольшую судебно-политическую перспективу и может (хотя и не обязательно) стать дополнительным фактором, ускоряющим отставку Медведева. Весной в регионах будут наблюдаться отдельные очаги обострения протеста, вызванные ухудшением условий жизни (причем и «среднего класса», и работающих бедных), расширением и ужесточением агрессивной экспансии этнических мафий (не только в Ставрополье), выражением правящей бюрократии презрения к гражданам России. Осенью эти очаги начнут сливаться в заметную и требующую реакции государства новую волну социального и патриотического протеста, но бюрократия заметит это с опозданием, а по-настоящему реагировать начнет лишь в 2014 году. Осенью в ходе единого дня голосования можно ожидать появления первого избранного губернатора, представляющего избирателей, а не бюрократию «Единой России». В течение года будет наблюдаться вызванная состоянием здоровья и психологической усталостью трансформация имиджа Владимира Путина из «мачо» в «умудренного старца», отягощенная категорическим неприятием этой трансформации со стороны ее объекта. Кризис региональных бюджетов проявится и будет осознан обществом как общенациональная проблема. Губернаторы будут использовать вспышки протеста для шантажа федеральных властей и привлечение их внимания к проблеме; результатом станет продолжение уже начавшегося, хотя и не принципиального смягчения межбюджетной политики (частичное перераспределение финансовых потоков в пользу региональных и местных бюджетов, а также пролонгирование части бюджетных кредитов). Парламентские партии будут стагнировать. На «Справедливую Россию» будет оказывать влияние разрыв между необходимостью протестной активизации и сохранения политической лояльности. Партия потеряет популярность и значимую поддержку общества окончательно. Из создаваемых «новых» партий заметной на региональном уровне сможет стать только партия Рыжкова. Дестабилизация Западного Кавказа продолжится, стабильность сохранит только Адыгея. Межнациональные проблемы будут обостряться, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане и Якутии. Самооборона граждан русской культуры против агрессии этнических мафий станет заметным фактором, но будет в целом подавляться бюрократией. Русские националисты не смогут создать ничего сколь-нибудь серьезного даже в Интернете. На федеральном уровне будет продолжать уверенно расти популярность Рамзана Кадырова как разумного, эффективного и по-своему ответственного руководителя. Популярность Шойгубудет расти умеренно (при этом он начнет восприниматься как возможный преемник Путина в отдаленном будущем), популярность остальных российских политиков – оставаться на прежнем уровне или снижаться.