Дело в том, что две трети земли в границах «старой» Москвы (около 108 тыс. га), являются землями, принадлежащими жильцам домов на долевой основе, т.е. входит в состав придомовых земельных участков.
В эпоху Лужкова Москву поразила «чума» точечного коммерческого строительства (дома, торговые центры, административные здания). Сегодня к этому прибавилось активное строительство различных инфраструктурных объектов («народных гаражей», расширение и строительство дорог, развязок). У всего этого новодела есть общая черта — строительство ведется, как правило, на землях, принадлежащих жильцам многоквартирных домов.
Сложилась интересная ситуация. Горожане являются собственниками квартир (около 87% москвичей), однако ничего не знают о своих правах на придомовые участки.
Придомовая территория с установленными границами на момент застройки принадлежала москвичам до вступления в действие Жилищного Кодекса РФ на праве бессрочного пользования. Это подтверждается правоустанавливающими документами:
- актом о предоставлении земельного участка под капитальное строительство жилого дома;
- планом земельного участка в установленных границах, отведенного для капитального строительства жилого дома;
- планом благоустройства территории. С 2005 года эта земля превратилась в общедолевую частную собственность жильцов многоквартирного дома.
Соответственно москвичи и только москвичи (собственники квартир) являются законными владельцами придомовой земли, и только они вправе распоряжаться её судьбой.
Конечно, столичных чиновников такой расклад не устраивает. И они приняли решение, по сути, лишить москвичей возможности распоряжаться земельными участками, прилегающими к многоквартирным домам.
В настоящее время власти Москвы выделили несколько десятков миллиардов бюджетных средств, т.е. наших с вами налогов, на «межевание» земли, хотя подавляющее большинство придомовыхземельных участков в Москве уже были сформированы ранее.
Правительство Москвы предлагает жителям два варианта установления границ участков жилой застройки: 1) в границах «пятна застройки» дома, т.е. по границам фундамента здания; 2) в соответствии с расчетными нормативно необходимыми значениями площади участка (в соответствии с Московскими Городскими Строительными Нормами 1.01.-99).
Что характерно, оба варианта являются незаконными!
Чтобы дом нормально эксплуатировался, ему необходимы: гостевая парковка, детская площадка, противопожарный проезд, озелененная территория и т.д. Долевая собственность владельцев квартир на придомовой участок закреплена в ст.36 Жилищного кодекса РФ.
Что касается МГСН 1.01.-99, то они применяются, как в нем и указано, как нормативы для нового строительства и не могут быть положены в основу перемежевания уже сформированных в советское время границ придомовых участков.
Прорисовывается схема действий московской власти при отъёме придомовых территорий у жильцов:
1) межевание кварталов жилой застройки (т.е. урезание придомовых территорий МКД);
2) проведение публичных слушаний и собраний собственников жилья МКД по выбору размеров придомовых территорий: между урезанной территорией с оформлением в состав общего имущества и «пятном застройки»;
3) жильцы домов вынужденно выбирают второй вариант. Во-первых, потому, что в большинстве случаев не имеют возможности платить дополнительный налог на собственность земельного участка. Во-вторых, для большинства москвичей непосильной ношей станут расходы финансирование работ, связанных с содержанием придомового участка. К их числу относится ремонт асфальтового покрытия, уборка территории от мусора, льда и снега, вывоз мусора, а также уход за зелеными насаждениями.